IX Международная школа по культуре безопасности


Подробнее

Оценка ПТЗН главных бухгалтеров отрасли


Подробнее

COVID-19: требования для слушателей


Подробнее

ОУМЦ Мобилизационная подготовка


Подробнее

Конференц-менеджмент


Подробнее

Гостиница


Перейти на сайт

Филиалы


Подробнее

Оценка соответствия


Подробнее

Связь с Атомфлотом не прекращается

Генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашка выразил признательность руководству Технической академии Росатома за методическую и практическую помощь в работах, связанных с вводом в эксплуатацию головного атомного ледокола «Арктика» проекта 22220.

21 октября на «Арктике» был поднят государственный флаг – уникальный атомоход вошел в состав российского атомного флота. К этой значимой вехе в эволюции отечественного судостроения Госкорпорация «Росатом» продвигалась в течение последнего десятилетия. 12 октября 2020 года, пройдя цикл испытаний в арктических широтах, судно пришло в порт приписки Мурманск. В работе одной из межведомственных комиссий по приему ледокола в состав ФГУП «Атомфлот» принял участие заведующий кафедрой «Защита государственной тайны» Технической академии Росатома Алексей Сусликов.

«Прием судна – очень серьезная и длительная по времени работа, – рассказывает Алексей Аркадьевич. – Она состоит из нескольких этапов. Когда ледокол еще не на ходу, проводятся швартовные испытания. Потом – ходовые испытания. По большому счету, принимается каждый механизм. Мы были задействованы в этих общих работах.

«Арктика» проекта 22220 – один из брендов Госкорпорации «Росатом». Серию самых мощных ледоколов в мире продолжат «Сибирь», «Урал», «Чукотка» и «Якутия». Участие в этом глобальном проекте для специалистов Технической академии очень значимо. В академии не только проходят подготовку капитаны, их старшие помощники и инженеры спецсвязи, но и проводится другая, важная для российского флота, работа.

«Можно сказать, что такая задача была поставлена перед нами впервые, – поясняет Алексей Сусликов. – Последний раз ледокол «50 лет Победы» был введен в эксплуатацию в 2007 году. Тогда этим занималось Министерство морского флота. После передачи судов Росатому в 2008 году началось наше взаимодействие с Атомфлотом в сфере подготовки кадров. Практики эксплуатации атомных судов в Минсредмаше не было. Но Госкорпорация «Росатом» смогла сделать очень много для сохранения и развития атомного флота. И Техническая академия Росатома, как часть этой корпорации, готова выполнять сложные нестандартные задачи».

Сегодня интерес к «Арктике» проявляет весь мир. Ледокол, оборудованный инновационными ядерными реакторами РИТМ-200, способен проламывать лед толщиной 3 метра и развивать скорость на воде 42 километра в час. Уникальное двухосадочное судно может работать как на морском, так и на речном участке. Раньше крупные ледоколы не могли это делать. Кроме того, размеры новой «Арктики» поразят даже бывалого моряка.

«Высота надстройки судна больше здания управления Атомфлота. При этом, по словам капитана, большой амплитуды колебаний во льдах и во время качки нет. Удобное расположение пультов управления в центральном посту и в ходовой рубке. Ввиду большой автоматизации экипаж сокращен практически в два раза. Это чудо, что Россия построила такой сверхсовременный гигант, сумев сохранить традиции строительства атомных ледоколов! Раньше принятие решения о серийном строительстве принималось только после испытаний головного судна. Сейчас крупная серия из пяти атомных судов заложена до введения в эксплуатацию головного ледокола, – поделился впечатлениями Алексей Сусликов.

О традициях отечественного ледокольного флота Алексей Аркадьевич знает не понаслышке. Будучи коренным мурманчанином, он более восемнадцати лет отработал инженером спецсвязи на атомных ледоколах и лично знаком со всеми нынешними капитанами Атомного ледокольного флота. Теперь свой опыт Алексей Сусликов передает слушателям Технической академии в качестве преподавателя и заведующего кафедрой.

«Первая «Арктика» – мои университеты. На этом ледоколе мы ходили вместе с Александром Михайловичем Спириным, который сейчас является капитаном новой «Арктики». Климат на судне, как известно, создается с головы. А значит, та особенная атмосфера, который славился легендарный ледокол, получит вторую жизнь. Уходя в арктические рейсы, ледоколы порой более четырех месяцев не заходят в порт. Психологическая обстановка важнее удобств. Моряки понимают друг друга с полуслова. Даже на большой земле связь с флотом не прекращается».

Атомный ледокол «Арктика» проекта 10520 стал первым надводным кораблем, достигшим Северного полюса 17 августа 1977 года