В конце ноября в Технической академии Росатома прошла школа, а затем и слет уполномоченных по культуре безопасности и уполномоченных по охране труда Электроэнергетического дивизиона, посвященные проблемам коммуникаций с персоналом.
Собирает Техакадемия у себя под крышей единомышленников безопасного труда во второй раз. Подобная школа уже проводилась на площадке летом. Тогда она была общеотраслевая, сейчас же очередь дивизиона. «За парты» сели 93 уполномоченных.
Открывая мероприятие, Генеральный уполномоченный по культуре безопасности, заместитель Генерального инспектора — главный инспектор Концерна Росэнергоатом Игорь Зонов отметил, что от двух систем уполномоченных сегодня ждут открытости, нацеленности на результат «нулевого травматизма», снижения бюрократии, а также увеличение актива за счет молодежи.
«Бюрократия - главная проблема безопасности. А формализм, равнодушие и слабая коммуникация - вторая проблема. От уполномоченных сегодня ожидают «человеческого взаимодействия» с руководителями и работниками, а также демонстрации личной вовлеченности в конкретные программы по повышению безопасности. У нас на завершающем этапе находится разработка программы по поддержанию и развитию культуры безопасности на 2024 - 25 годы, где целый раздел посвящен работе уполномоченных по культуре безопасности и взаимодействию с уполномоченными по охране труда,» - сказал Игорь Зонов.
Краеугольный камень двух лагерей уполномоченных — безопасность. В течение недели слушатели дискутировали о роли уполномоченного в процессе повышения безопасности на предприятии, его функциях, а также искали пути улучшения коммуникаций и взаимодействий персонала и руководителей с уполномоченными.
«Нынешняя школа консолидирует все усилия для того, чтобы уполномоченные по культуре безопасности знали те документы и нормативные акты, которыми руководствуются уполномоченные по охране труда, а последние в свою очередь получили те навыки, которыми обладают уполномоченные по культуре безопасности. Главное, чтобы взаимовыгодные коммуникации между вами сложились. Вы на производстве должны стать единым целым, которое направлено на конечный результат — сокращение травматизма», - отметила руководитель отдела охраны труда Российского профсоюза работников атомной энергетики и промышленности Инна Лапшина.
Дискуссии, лекции и выступления спикеров на школе сопровождались интерактивом. Для участников заготовили квизы, различные задания, а также мастер-класс по оказанию первой помощи. Уполномоченным показывали на специальных манекенах, как реанимировать пострадавшего и какой порядок действий должен непременно отрабатываться.
«Мы работаем на производственных объектах, в офисах, и вокруг нас находятся люди, которым в любой момент может стать плохо. Для нас это важно. По статистике, многие люди теряются, когда, например, в самолете или где-нибудь еще человеку стало плохо, они не могут с собой совладать, а счет идет на секунды. А у нас здесь есть возможность отработать спасение не только в теории, прочитав документ, но и на практике отточить свои навыки, чтобы в дальнейшем, при необходимости, помочь пострадавшему и спасти чью-то жизнь, - поделилась мнением ведущий инженер отдела технической инспекции и промышленной безопасности «Колатомэнергоремонт», Нина Жаричева.
Вишенкой же на торте стало специальное задание — работая в группах, уполномоченные должны были разработать проект в виде дорожной карты по улучшению культуры безопасности, охраны труда или устранению нарушений на производстве. В заключительный день слета группы защищают свой проект перед экспертной комиссией дивизиона. Три лучших проекта получили дипломы.
Первую ступеньку пьедестала заняла сборная команда из сотрудников Нововоронежской и Калининской АЭС и четырех филиалов Атомэнергоремонта — Нововоронежского, Смоленского, Волгодонского, Курчатовского.
Алексей Ничаев, Александр Курбатов, Виктор Прудников, Павел Чабин, Константин Белик, Дмитрий Волобуев, Александр Пилюгин, Владимир Денисов успешно защитили свой проект перед экспертной комиссией.
«Наш проект направлен на повышение эффективного взаимодействия между уполномоченными по охране труда — тех, которые с АЭС, и тех, которые с подрядных организаций. Работаем мы параллельно друг с другом, совместных действий нет. Из этого следует, что профсоюз с другой организации, например Атомэнергоремонт (АЭР), меня не знает, а уполномоченного по охране труда оттуда, в свою очередь, не знает мой коллектив. И это накладывает определенные ограничения. Уполномоченный приходит помочь ребятам, подсказать что-то, посмотреть на рабочую площадку, а его никто не знает и ему никто ничего не скажет. Будут считать, что это инспектор. Если же мы придем вдвоем, то бригада из АЭР будет знать, что можно доверять мне, а бригада наших работников будет знать, что можно доверять моему коллеге из АЭР. Будет обстановка открытости и доверия, и мы сможем реально выяснить проблемы, с которыми сталкивается коллектив при выполнении работ. По мере своих сил в дальнейшем будем их решать», - рассказал о проекте Александр Пилюгин.
Благодаря первому месту и экспертному заключению проект получит дальнейшее развитие и воплотится в жизнь — из бумаги он перенесется на реальное производство. Победители уже планируют постепенно приступать к его реализации.
«Школа, наверное, у всех нас ассоциируется в первую очередь со знаниями и портфелем. И не случайно, что за этими знаниями мы пришли в Техническую академию. Как сказал великий ученый Курчатов: «Жизнь человека не вечна, но наука и знания переступают пороги столетий». От того, как мы с вами будем работать, зависит безопасность в наших организациях. А для любой работы в первую очередь нужно быть профессионалом. Надеемся, что в рамках школы мы познакомились поближе, обменялись опытом, практиками, для того, чтобы реализовывать поставленные перед нами цели и задачи», - сказала на подведении итогов Елена Чернецкая.
Для справки:
Безопасность – один из ключевых приоритетов деятельности Госкорпорации «Росатом» и ее предприятий. Значительное внимание уделяется повышению культуры безопасности, внедрению современных методов охраны труда и борьбы с травматизмом, использованию информационных технологий.