опции для слабовидящих
Размер шрифта
Обычный
Крупный
Цветовая тема
Светлая
Черно-белая
Темная
ENG
Елена Чернецкая: «Сохранять знания нужно сегодня»

Как известно, ключевой ценностью любой организации является персонал – эксперты, обладающие знаниями и опытом. Все меньше остается людей, которые стояли у истоков отрасли, поэтому сегодня основными носителями важных знаний становятся специалисты, имеющие 40-летний стаж работы. В Концерне «Росэнергоатом» и АО «Атомэнергопроект» уделяют большое внимание вопросам сохранения и передачи этих знаний молодым сотрудникам. С 2011 года методическую помощь по сохранению критически важных знаний организациям отрасли оказывает Техническая академия Росатома. Об опыте работы в этой области рассказывает директор Центра компетенций по культуре безопасности и надежности человеческого фактора Технической академии, кандидат психологических наук Елена Чернецкая.

– Елена Дмитриевна, деятельность вашего центра в области сохранения критически важных знаний сегодня представлена на международном уровне. Кроме этого, в 2021 году ваш проект удостоен премии «Преображение» Российского профессионального сообщества специалистов и экспертов менеджмента знаний «КМ-Альянс». С чем связан такой интерес атомного сообщества к данной проблеме?

– Люди и знания – главные ресурсы, обеспечивающие качество выполнения задач, которые стоят перед атомной отраслью. В начале XXI века крупные энергетические державы практически одновременно столкнулись с проблемой сохранения критически важных знаний, вызванной необходимостью выхода на пенсию поколения основателей мирного атома. Международное агентство по атомной энергии выпустило ряд документов, поднимающих вопрос сохранения и передачи знаний молодым специалистам для дальнейшего безопасного использования атомной энергетики. Но мир стремительно развивается, поэтому наша задача – сохранять и новые знания. Учитывая это, сотрудники Технической академии оказывают методическую помощь Концерну «Росэнергоатом» и АО «Атомэнергопроект» по внедрению системы сохранения критически важных знаний в рамках процессов управления персоналом. В своей деятельности мы руководствуемся рекомендациями МАГАТЭ по управлению ядерными знаниями, системой управления знаниями Госкорпорации «Росатом» и передовой практикой по сохранению критически важных знаний. Поэтому результаты этой работы интересны широкой аудитории.

В середине октября специалисты Центра компетенций по культуре безопасности и надежности человеческого фактора представили опыт по сохранению критически важных знаний в Концерне «Росэнергоатом» на масштабной российской ежегодной экспертной сессии «Управление знаниями. Стандарты и практики». Безусловно, оценка нашей деятельности в рамках премии в области менеджмента знаний «Преображение» является для нас важным профессиональным признанием.

IMG_4100_сайт.jpg

В ноябре с практикой по сохранению критически важных знаний в АО «Концерн Росэнергоатом» познакомились представители 60 стран – участники технического совещания МАГАТЭ по методологии, практике и принципам определения критически важных знаний в организациях ядерной отрасли. 

– В чем заключается процесс сохранения критически важных знаний? Какую роль в этом играет Техническая академия?

– Критически важные знания – это знания и навыки, которые являются определяющими для обеспечения безопасности и надежности АЭС на всех этапах ее жизненного цикла, потеря которых негативно отразится на безопасном, надежном и эффективном функционировании АЭС, затруднит или сделает невозможным производственный процесс и достижение стратегических целей. Центр компетенций по культуре безопасности и надежности человеческого фактора оказывает методическую помощь по внедрению системы по сохранению критически важных знаний и работе с носителями критически важных знаний. Например, в рамках проекта по сохранению критически важных знаний в Концерне «Росэнергоатом» совместно с Департаментом подготовки персонала Концерна специалисты центра разработали комплект нормативных и методических документов, регламентирующих данную деятельность, и сопровождали пилотные проекты по внедрению процесса сохранения критически важных знаний на Балаковской и Ленинградской атомных станциях. Результаты этой работы позволили распространить данный опыт на все АЭС для выявления, формализации, передачи и распространения критически важных знаний.

В процессе общения с человеком, обладающим важными знаниями, принимают непосредственное участие специалисты-психологи Технической академии Росатома, которые помогают составить карту знаний носителей критически важных знаний и совместно с рабочей группой извлекают эти знания для формализации.

– Насколько люди, обладающие важными знаниями, готовы сегодня их передавать?

– Люди не всегда охотно идут на контакт, порой воспринимая это как дополнительную работу. Ситуация двоякая. С одной стороны, существует страх, что, передав свои знания, человек станет не нужен организации. С другой – чем больше у человека опыт, тем больше ему необходимо признание и уважение со стороны коллег и руководителей, которые работают с ним рядом. Поэтому очень важно подчеркивать значимость и сотрудника, и его знаний для организации. Помочь в этом может признание и поощрение со стороны руководства и коллег, а также - серия публикаций, которую готовят специалисты отделов коммуникаций. Очерки о заслуженных сотрудниках размещают в отраслевых изданиях – это повышает престиж организации и еще раз напоминает о значимости эксперта и человека.

– Не всю информацию можно облечь в форму. Как в дальнейшем сохраняются полученные знания?

– Есть случаи, когда нужно просто находиться рядом с человеком, наблюдать, как он выполняет свою работу, задавать вопросы, в данном случае носитель критически важных знаний выступает наставником. Какие-то знания можно формализовать в учебно-методические материалы, с помощью других – актуализировать инструкции и процедуры. Можно привлечь самого человека в качестве инструктора для проведения обучения.

Сохраняя критически важные знания, мы обеспечиваем непрерывный трансфер уникального опыта для безопасной эксплуатации объектов использования атомной энергии в страны-партнеры, только встающие на путь развития ядерных технологий. На этом многолетнем опыте основывается и стремительное технологическое развитие самой атомной отрасли.

IMG_3980_сайт.jpg
Для справки:

Проект по управлению знаниями стартовал в Технической академии в 2011 году. В течение 10 лет реализации проекта специалистами академии была разработана отраслевая методика сохранения знаний и обучающие программы, проведены семинары и стажировки для специалистов в области управления знаниями, реализован пилотный проект по сохранению критически важных знаний для научных организаций отрасли. В 2012–2013 годах совместно с ведущими научными сотрудниками были разработаны мультимедийные модули по критически важным тематикам. Организована и проведена миссия МАГАТЭ в области управления знаниями.